Пироплазмоз (piroplasmosis) - тяжелое кровопаразитарное заболевание собак

Даже если Ваша собака никогда не болела пироплазмозом, знать про это заболевание каждому владельцу собак жизненно необходимо.

Главное, если:

• вы сняли со своей собаки клеща или просто его заметили;
  • собака вдруг стала вялой, отказалась есть, появилось тяжелое дыхание, шаткость походки;
  • у собаки более темная, или красная, или темно-коричневая моча;
  • слизистые приобрели желтоватый оттенок.

Когда вы заметили хотя бы один из этих признаков,— счет идет на часы. Крайне важно как можно скорее обратиться к ветеринарному врачу с возможностью исследования мазка периферической крови на пироплазмоз.

Важно: лечение от пироплазмоза НИКОГДА нельзя назначать без анализов, так как использующиеся препараты — токсичны. Также важно: при исследовании собаки, кроме периферической крови на наличие в крови возбудителя пироплазмоза, желательно также сдавать общий анализ крови и биохимический анализ крови. Для того, чтобы подобрать наиболее правильное лечение.

Действенных вакцин от этой болезни не существует. (Пиродог, производства Merial, имеет эффективность не более 25%, поэтому широкого распространения не получила). Профилактика — спрей или капли на холку Frontline или Frontline Combo, но они не 100%-ная гарантия.

Повторять противоклещевые обработки необходимо не реже 1 раза в месяц, с конца марта по ноябрь.

Возбудитель и заражение

Пироплазмоз собак — это кровопаразитарное заболевание, вызываемое одноклеточными организмами — простейшими Babesia canis. Переносчиками заболевания являются иксодовые клещи Dermacentor pictus, Dermacentor marginatus, Rhipicephalus sanguineus, Rhipicephalus turanicus. Заражение происходит в момент укуса клеща, независимо от того, сколько времени клещ провисел на собаке. Поэтому не стоит «как можно быстрее» пытаться снять клеща, и, если нет опыта, лучше доверить снятие специалисту. Почти или совсем бесполезно мазать клеща маслом.

Друг-друга собаки не заражают. Собака не может заразить пироплазмозом человека. Пироплазмозом не заражаются кошки.

Пироплазмы паразитируют в эритроцитах (это красные клетки крови), разрушая их. Распад большого количества эритроцитов и выделение значительного количества гемоглобина приводит к невозможности его быстрой и полной утилизации внутренними органами (печень, почки), и образованию большого количества токсичных продуктов распада гемоглобина (прямой билирубин). Разрушение эритроцитов происходит очень быстро и может вызвать тяжелое состояние у здоровой собаки за несколько часов. Накопление продуктов распада гемоглобина вызывает нарушение работы внутренних органов — почки, печень, сердце, ЦНС.

Инкубационный период при заражении пироплазмозом — то есть время после укуса клеща до начала заболевания — 6–21 день. Тяжесть заболевания и прогноз лечения зависит от интенсивности заражения — чем больше клещей-переносчиков укусят собаку, тем хуже; возраста собаки, наличия сопутствующих острых или хронических заболеваний. Крайне важна для благоприятного исхода болезни вовремя — с самых первых симптомов — сделанная диагностика и правильно проводимое лечение.

Что нужно знать владельцу животного об этом заболевании

Что делать, если вы сняли с собаки клеща — сразу везти собаку на анализы в клинику необходимости нет, в первый день бабезий в переферической крови скорее всего не будет. При отсутствии симптомов, нормальной температуре тела (норма собак — 37,5 — 39) сдать мазок периферической крови имеет смысл на 3–4 день после укуса клеща. Можно происследовать самого клеща методом ПЦР — в этом случае будет известно, являлся ли именно снятый с собаки клещ переносчиком пироплазмоза, или нет. К сожалению, даже если клещ окажется «чистым» — исключать заболевания нельзя, собаку мог укусить не один, а несколько паразитов.

Самое важное: при любых отклонениях от нормального поведения собаки — снижение/потеря аппетита, вяловатость, тяжелое дыхание — НЕ дожидаясь явной картины тяжелого заболевания, надо показываться врачу с возможностью лабораторной диагностики мазка крови. «Ждать» при этом заболевании нельзя.

О препаратах, которые не надо использовать

ВСЕ препараты, которые используются для лечения пироплазмоза, то есть те, которые действуют непосредственно против бабезий — токсичны. Их НЕЛЬЗЯ применять «профилактически», да еще и самостоятельно. Применение противокровепаразитарных препаратов допустимо только под наблюдением ветеринарного врача, после премедикации (препаратов, которые подготавливают собаку к введению токсичных средств). В ином случае возможны тяжелые реакции, вплоть до гибели собаки.

Лечение пироплазмоза

Длительность и эффективность курса лечения зависит от многих факторов — интенсивности заражения, своевременности обращения, наличия у собаки сопутствующих заболеваний, породы, возраста. Основной курс состоит в введении антипротозойного препарата (непосредственно против бабезий) после подготовки организма к этому путем премедикации. Обязательна инфузионная терапия — капельницы. В самом благоприятном случае капельницы назначаются на 4–5 дней,— это необходимо для того, чтобы помочь организму вывести продукты распада гемоглобина. Среди средств симптоматической терапии имеют значение сердечные, спазмолитики, мочегонные, гепатопротекторы. С крайней осторожностью следует относиться к введению глюкозы во время пироплазмоза, в начале заболевания это опасно для жизни.

При обращении на 3–4 день после начала болезни и большом количестве разрушенных эритроцитов может требоваться переливание крови. Для этой целей используется цельная собачья донорская кровь или ее компоненты, это решает лечащий врач, или специалист по гемотрансфузии.

Важно: нельзя «сниматься» с курса лечения пироплазмоза, «потому что уже прошло пять дней, как нам сказали/написали». Необходим повторный прием врача — даже при благоприятном течении болезни и явном улучшении у собаки, а также — обязательно — повторный анализ на пироплазмоз, и, по решению лечащего врача — повторный общий клинический анализ крови и биохимический анализ крови.

6. После выздоровления

Заболевание пироплазмозом — тяжелая нагрузка на организм, бывают осложнения после уже проведенного лечения. Иммунитета не вырабатывается, болеть собаки могут несколько раз. Если собака перенесла ранее пироплазмоз, при последующих обращениях в клиники даже (с другими заболеваниями), стоит предупредить об этом лечащего врача. Обрабатывать собаку от клещей необходимо и после перенесенной болезни тоже, с такой же интенсивностью, как и ранее (средствами frontline — 1 раз в месяц).

После выздоровления 1 месяц желательно удерживать собаку от бега, прыжков, ограничить физические нагрузки, даже если собака хочет проявлять активность.